06.05.2016

¬аш незаменимый ежедневный помощник Ц программа ЂЁкспресс-расписание  олледжї

Ќачина€ разработку, автор программы ЂЁкспресс-расписание  олледжї Ц руководитель ѕрограммного центра Ђѕомощь образованиюї ѕ.—. Ѕатищев Ц поставил своей задачей создать компьютерную программу дл€ колледжей, техникумов, училищ и профессиональных лицеев, сочетающую в себе все необходимые возможности, такие как: составление расписани€, выполнение ежедневных замен, учет выполнени€ нагрузки за любой период и в любом разрезе, формирование оперативных и годовых отчетов и многое другое. ѕри всем этом, программа должна быть максимально удобной и простой в использовании, легкой в освоении даже начинающими пользовател€ми компьютера.

»де€ программы ЂЁкспресс-расписание  олледжї в еЄ названии Ц это быстрое расписание. «а считанные минуты программа позвол€ет автоматически составить основное расписание зан€тий (уроков) с помощью уникального алгоритма с последующей удобной ручной корректировкой. ¬о многих программах на этом работа с расписанием заканчиваетс€, но в ЂЁкспресс-расписание  олледжї наиболее сильной стороной €вл€етс€ ведение ежедневных изменений расписани€ и учет фактически выполненных часов.

¬ насто€щее врем€ программа ЂЁкспресс-расписание  олледжї с успехом используетс€ более чем в 450 учебных заведени€х и идеально подходит как при обучении по стандартам второго поколени€, так и при модульном обучении по стандартам третьего поколени€.

¬ данной статье предлагаем ¬ам ознакомитьс€ с алгоритмом работы в данной программе на примере демонстрационной версии, которую можно скачать на сайте ѕрограммного центра на странице с программой.

ѕри открытии программы на экране монитора по€вл€етс€ главное окно программы с вложенными окнами Ђ¬аш помощникї и Ђѕланшет зан€тийї (–исунок 1).

 –ис.01.png   

–исунок 1. Ђ√лавное окної.

 

Ђ¬аш помощникї Ц это кратка€ инструкци€ по работе с программой, а Ђѕланшет зан€тийї Ц основное рабочее окно программы, в котором выполн€етс€ большинство операций по составлению и корректировке расписани€.

јлгоритм работы с программой начинаетс€ с заполнени€ ѕараметров расписани€, которые регламентируют работу всей программы (–исунок 2).

¬ окне Ђѕараметрыї указываютс€ общие параметры программы (вкладка Ђќбщиеї), такие как рабоча€ дата, учебный период и др. “акже в окне Ђѕараметрыї ввод€тс€ параметры расписани€, настраиваетс€ интерфейс, указываетс€ информаци€ об учебном заведении:

 –ис.02-1.png     –ис.02-2.png 
–ис.02-3.png  –ис.02-4.png 

–исунок 2. Ђѕараметры расписани€ї.

 

Ќа вкладке Ђ—етьї все в том же окне Ђѕараметрыї устанавливаютс€ настройки дл€ автообновлени€ программы (–исунок 3).

 –ис.03.png

–исунок 3. ЂЌастройки дл€ автообновлени€ї.

 

—ледующим шагом в работе с программой будет заполнение общих справочников и справочника нагрузки (–исунки 4, 5). ƒанные в них можно заносить двум€ способами: в программе предусмотрен очень простой и удобный ручной ввод информации, а также импорт данных из других источников, таких как таблицы Microsoft Excel, Word, Access, из текстовых файлов и из программы Ђƒиректорї. Ќапример, если у ¬ас есть список преподавателей, то ¬ы его можете не набирать заново, а импортировать.

«аполн€ть справочники рекомендуетс€ в следующей последовательности:

  1. Ђ афедрыї;
  2. Ђ“ипы аудиторийї;
  3. Ђјудиторииї;
  4. Ђѕреподавателиї;
  5. Ђ—пециальностиї;
  6. Ђ¬иды обучени€ї;
  7. Ђ“ипы группї;
  8. Ђ”чебные группыї;
  9. Ђƒисциплиныї;
  10. Ђ—тудентыї;
  11. Ђѕраздничные дниї;
  12. Ђ¬рем€ зан€тийї;
  13. Ђ“ипы зан€тийї;
  14. Ђѕричины запретов;
  15. Ђѕроекты расписани€ї;
  16. ЂЌагрузкаї.

 –ис.04.png

–исунок 4. Ђ—правочникиї.

 ¬ справочнике Ђ афедрыї перечисл€ютс€ кафедры учебного заведени€. —правочник служит дл€ группировки преподавателей.

Ќеобходимость справочника Ђ“ипы аудиторийї обусловлена тем, что дл€ проведени€ зан€ти€ можно выбрать аудиторию из нескольких аналогичных. Ќапример, пару математики можно провести в любом кабинете общего пользовани€, но в то же врем€ его нельз€ провести в спортивных залах. “аким образом, ¬ы вводите все необходимые типы аудиторий: общего пользовани€, спортивные залы, компьютерные классы и другие. ѕри составлении расписани€ дл€ большей вариативности рекомендуетс€ указывать именно тип аудитории, нежели ее конкретный номер.

—правочник Ђјудиторииї содержит перечень аудиторий, имеющихс€ в учебном заведении.  оличество аудиторий соответствует тому резерву, который может быть использован при составлении расписани€.  ажда€ аудитори€ относитс€ к одному определенному типу.

¬ справочнике Ђѕреподавателиї содержитс€ список преподавателей, работающих в учебном заведении, совместителей. ј в справочнике Ђ—пециальностиї указываютс€ специальности, имеющиес€ в данном учебном заведении.

—правочник Ђ¬иды обучени€ї содержит список видов обучени€ (например, очное, заочное и др.) и заполн€етс€ автоматически.

¬ справочнике Ђ“ипы группї указываетс€ тип учебной группы. √руппы могут быть классифицированы по различным признакам, например, по источнику финансировани€.

—правочник Ђ”чебные группыї содержит список учебных групп, имеющихс€ в учебном заведении, охваченных учебным процессом, а справочник Ђ—тудентыї содержит списки учащихс€ по группам и в разрезе подгрупп.

¬ справочнике Ђƒисциплиныї находитс€ перечень дисциплин по тем специальност€м, которые используютс€ в учебном заведении.

—правочник Ђѕраздничные дниї содержит информацию о нерабочих и праздничных дн€х, утвержденных законодательством.  роме того, он может содержать и любые другие дни, в которые учебное заведение не будет осуществл€ть учебный процесс. —правочник заполн€етс€ автоматически списком нерабочих дней. “екущее расписание на эти дни не создаетс€.

–асписание звонков указываетс€ в справочнике Ђ¬рем€ зан€тийї. ≈го данные используютс€ при распечатке расписани€ в учебном заведении.

—правочник Ђѕричины запретовї содержит причины отсутстви€ преподавателей, учебных групп, зан€тости аудиторий. ќбозначенные в расписании причины позвол€ет диспетчеру фиксировать ситуацию, а также автоматизировать формирование табел€ учета рабочего времени по преподавател€м. ћетки запретов устанавливаютс€ в те €чейки расписани€, в которых нельз€ назначить зан€тие. «апреты бывают либо на 1 пару, либо на весь учебный день.

—правочник Ђѕроекты расписани€ї содержит перечень проектов основного расписани€. ƒанный справочник содержит только параметры того или иного проекта, а зан€ти€ соответствующие каждому проекту будут отображатьс€ в Ђѕланшете зан€тийї. ѕроект основного расписани€ имеет даты начала и окончани€, также можно указать примечание к проекту, чтобы отличать его впоследствии от других проектов. Ќомера проектов уникальны и не могут быть изменены.

ѕосле заполнени€ всех Ђпростыхї справочников заполн€етс€ справочник ЂЌагрузкаї. ќн содержит записи об учебной нагрузке групп и преподавателей в соответствии с учебным планом и тарификацией. Ётот справочник €вл€етс€ основополагающим дл€ автоматизированного или ручного составлени€ расписани€, дл€ составлени€ отчетности. Ќазначение и замена зан€тий производ€тс€ исход€ из справочника ЂЌагрузкиї. ѕодсчет количества выданных часов осуществл€етс€ также в разрезе записей справочника нагрузки.

ѕосле заполнени€ справочников можно переходить к составлению расписани€. –асписание можно составить как автоматически, так и в ручном режиме. ƒл€ использовани€ автоматического режима нужно сначала установить ограничени€ (Ђзапретыї). — помощью запретов можно обозначить методические дни преподавателей, ввести график работы совместителей, а дл€ учебных групп указать, в какие часы они будут обучатьс€ (в какую смену). ѕосле установки запретов €чейки окрашиваютс€ в желтый цвет (–исунок 5).

¬ течение семестра, устанавлива€ запреты, можно автоматизировать ведение табел€, в котором будет помечена причина отсутстви€ преподавател€: болезнь, отпуск, командировка. «апреты помогают диспетчеру при назначении зан€тий, так как в таблице нагрузок (нижн€€ часть планшета зан€тий) красным цветом показаны запрещенные к назначению группы, преподаватели, аудитории.

–ис.05.png

–исунок 5. Ђѕланшет зан€тийї.

 

“еперь можно автоматически составить ќсновное расписание. —оставл€емое расписание создаетс€ достаточно качественно, все зан€ти€ будут вписаны, а механизм составлени€ расписани€ имеет не только стадию распределени€ зан€тий в свободные €чейки, но и стадии Ђподн€ти€ї зан€тий на более ранние часы, а также стадию соединени€ зан€тий в подгруппах. ѕри нажатии на кнопку Ђ—оставить основное расписаниеї расписание создаетс€ Ђс нул€ї. “акже ¬ы можете сначала вручную назначить часть зан€тий и Ђƒосоставить основное расписаниеї (–исунок 6).

–ис.06.png

–исунок 6. ќкно Ђќсновное расписаниеї.

 

¬ернувшись в Ђѕланшет зан€тийї, ¬ы увидите составленное расписание, после чего можете выполнить его ручную корректировку, например, с помощью перетаскивани€ зан€тий мышью.

“аким образом, мы составили расписание на 2 недели (2 недели Ц период, указанный в Ђѕараметрахї), но расписание может отличатьс€ ввиду замены зан€тий, поэтому в программе имеютс€ два расписани€: Ђосновноеї и Ђтекущееї. ћы составили расписание на 2 недели, будем его называть Ђосновное расписаниеї. ќно представл€ет собой шаблон (план), в результате оперативной корректировки которого образуетс€ текущее расписание.

“екущее расписание формируетс€ на конкретный день и может отличатьс€ от основного, если в этот день в расписание пришлось ввести изменени€ (например, в св€зи с болезнью преподавател€, отменой зан€тий в группе и т.п.).

ƒл€ создани€ текущего расписани€, нужно скопировать основное расписание нужное количество раз. Ёто в программе выполн€етс€ автоматически: ¬ы выбираете проект основного расписани€, а также даты начала и окончани€ периода, в пределах которого нужно его скопировать, чтобы получить текущее расписание. ѕри таком подходе в программе ¬ы можете несколько раз полностью мен€ть основное расписание в течение семестра.

¬ течение семестра программа ежедневно помогает ¬ам проводить замену зан€тий в текущем расписании. Ёто выполн€етс€ также в Ђѕланшете зан€тийї. ¬ыделив пустую €чейку, ¬ы узнаете, какое зан€тие можно назначить, а выделив зан€тую €чейку Ц каким зан€тием заменить, например, заболевшего преподавател€. ћожно заменить не только зан€тие, но и преподавател€ на данный предмет, можно заменить аудиторию.

¬ыполнив замену зан€тий на завтра (либо на несколько дней), все изменени€ ¬ы видите в Ђ∆урнале замен зан€тийї, где отражаютс€ различи€ между основным и текущим расписани€ми (–исунок 7).

–ис.07.png 

–исунок 7. Ђ∆урнал замен зан€тийї.

 

¬ таблице подробно отражено, какие дисциплины, преподаватели или аудитории были сн€ты и назначены. Ђ∆урнал замен зан€тийї также легко распечатать, чтобы вывесить на информационную доску в виде Ђ∆урнала замен зан€тийї, ЂЋиста заменыї или Ђ–асписани€ на деньї.

ƒл€ проверки корректности расписани€ существует ЂЋист проблемї. ќн предназначен дл€ отображени€ зан€тий, которые должны быть сн€ты (или заменены) по причине, например, наличи€ запретов, превышени€ по количеству часов, а также проблем с аудитори€ми. “ака€ информаци€ поможет ¬ам избежать ошибок в расписании.

—оставленное расписание €вл€етс€ основой дл€ формировани€ различных отчетов, как оперативных, так и итоговых. —оставление отчетов €вл€етс€ неотъемлемой частью работы завуча, а автоматизаци€ этой работы позвол€ет сократить врем€ на ее выполнение во много раз.

ќтчеты Ђјнализ нагрузки (преподавателей, групп, аудиторий, типов аудиторий)ї служат дл€ анализа совокупной нагрузки по преподавател€м, группам, аудитори€м и типам аудиторий дл€ вы€влени€ превышени€ допустимого количества часов, из-за чего выполнение нагрузки окажетс€ нереальным. ѕри открытии отчетов Ђјнализ нагрузки (преподавателей, групп, аудиторий, типов аудиторий)ї они сортируетс€ по убыванию количества часов. ѕри необходимости можно отсортировать отчеты по другой графе и в другом направлении. ќтчеты распечатываютс€ с помощью кнопки  нопкаѕечать.gif Ц ѕечать.

Ђ“абель учета использовани€ рабочего времениї отражает фактически выданное количество учебных часов преподавател€м в каждый день мес€ца. “абель составл€етс€ на основании зан€тий текущего расписани€, в нем отражаютс€ причины запретов в соответствии с их обозначени€ми дл€ табел€, например, нетрудоспособность Ц ЂЅї. “абель распечатываетс€ по утвержденной форме (–исунок 8).

 –ис.08.png

–исунок 8. ѕечатна€ форма Ђ“абел€ по преподавател€м...ї

 

ѕоскольку в учебном заведении зан€ти€ бывают различных типов, (например, лекци€, практическое зан€тие и др.) программа ЂЁкспресс-расписание  олледжї позвол€ет вести учет выполненных часов в разрезе их типов по преподавател€ или по группам. “ипы зан€тий указываютс€ в одноименном справочнике, а в отчете Ђ”чет по типам зан€тийї каждый тип будет представлен одной графой. “ипы зан€ти€ указываютс€ в справочнике ЂЌагрузкиї, если тип не указан, то количество выполненных зан€тий вводитс€ в графу Ђне указанї.

¬ учебном заведении бывают различные группы, различающиес€, например, источником финансировани€ (бюджет, внебюджет). “ипы групп указываютс€ в одноименном справочнике. ”чет часов, выполненных преподавател€ми, ведетс€ в разрезе типов групп и отображаетс€ в отчете Ђ”чет по типам группї. ¬ отчете каждый тип будет представлен одной графой, а если тип группы не указан в справочнике групп, то выполненное количество часов выводитс€ в графу Ђне указанї.

“акже в программе предусмотрен отчет об использовании аудиторий Ђ”чет по аудитори€мї. ƒанный отчет формируетс€ за любой период, ограниченный двум€ датами.

¬ течение учебного периода ввиду длительного отсутстви€ преподавател€ его нагрузку по данному предмету могут передавать другим преподавател€м. ƒл€ этого в Ђѕланшете зан€тийї используетс€ операци€ Ђ«аменить преподавател€ї. ќтчет Ђѕередача нагрузкиї показывает количество переданных часов по мес€цам в разрезе преподавателей, у которых было сн€тие и передача нагрузки.

ќтчет Ђ¬ыполнение за мес€цї показывает фактически выполненное количество учебных часов преподавател€ми в соответствующих группах за мес€ц, а также показывает выполнение нагрузки по дн€м мес€ца. ќтчет €вл€етс€ справкойЦвыпиской из журналов учебных групп и необходим дл€ сдачи в бухгалтерию. “акже отчет можно назвать Ђ“абель группыї или Ђ“абель преподавател€ї.

ƒважды щелкнув по строке, из отчета Ђ¬ыполнение за мес€цї можно удобно перейти в Ђ∆урнал зан€тийї, где будут перечислены зан€ти€, выполненные за мес€ц выбранным преподавателем или в выбранной группе, либо одним преподавателем в одной группе.

ќтчет Ђ”чет часов за мес€цї позвол€ет вывести на печать количество фактически выданных зан€тий в группах по дн€м мес€ца в разрезе нагрузок. ќтчет Ђ”чет часов за мес€цї фактически дублирует отчет Ђ¬ыполнение за мес€цї с разницей в детализации: в данном отчете детализаци€ по нагрузкам (а не суммарно по группам или преподавател€м как в предыдущем). “о есть, если один преподаватель вел несколько дисциплин в одной группе, то в этом отчете будет несколько строк.

ќтчет Ђ¬ыполнение нагрузкиї служит дл€ анализа текущего выполнени€ учебной нагрузки преподавател€ми. ќтчет позвол€ет своевременно вы€вить отставание и наметить пути устранени€ отставани€ выполнени€ нагрузки. ¬ отчете содержатс€ фактические данные о количестве проведенных зан€тий на любую дату по преподавател€м, группам.

¬ыборка зан€тий позвол€ет выбрать зан€ти€ или запреты основного или текущего расписани€, соответствующие любым поставленным услови€м. ѕолучаемый Ђ∆урнал зан€тийї поможет сверить данные расписани€ с данными журналов учебных групп. «десь кажда€ строка представл€ет собой либо зан€тие, либо запрет, о чем сообщаетс€ в последней графе таблицы. ∆урнал зан€тий можно сортировать, его можно распечатать полностью или частично, выделив необходимые строки.

ƒл€ распространени€ оперативной информации о составленном расписании может быть использована сеть »нтернет. ¬ этом случае каждый студент сможет узнать расписание, не выход€ из дома. ѕрограмма ЂЁкспресс-расписание  олледжї формирует веб-страницы в удобной и красивой форме, на самое главное, что это самый оперативный способ публикации расписани€, особенно замен на завтрашний день (–исунок 9).

 –ис.09.png

–исунок 9. Ђ¬ебЦстраницаї.

 

ѕодвод€ итог, можно с уверенностью сказать, что программа ЂЁкспресс-расписание  олледжї станет ¬ашим ежедневным помощником и может сопровождать ¬ашу работу в течение всего учебного периода. — ее помощью ¬ы быстрее и качественнее будете составл€ть учебное расписание,  выполн€ть замены, планировать работу и составл€ть отчетность, а кроме того, публиковать расписание в сети »нтернет. ѕрограмма будет необходима ¬ам и дл€ оперативного управлени€ ¬ашим учебным заведением, и дл€ осуществлени€ контрол€. Ѕолее того, сетева€ верси€ позвол€ет работать в программе не только диспетчеру, но и, например, директору, а преподаватели с других компьютеров могут узнавать свое расписание или провер€ть заполнение журналов по датам. ѕрограмма ЂЁкспрессЦрасписание  олледжї посто€нно совершенствуетс€, увеличиваетс€ спектр возможностей программы, выполн€ютс€ доработки по ¬ашим пожелани€м.

ƒанна€ стать€ включает в себ€ лишь краткий обзор работы в программе ЂЁкспресс-расписание  олледжї, а более подробную информацию о программе можно почерпнуть как из руководства пользовател€, так и из видео вебинаров, опубликованных на нашем сайте: pbprog.ru (ѕрограммный÷ентр.–‘). ¬се интересующие вопросы ¬ы можете задать либо по бесплатному телефону: 8-800-707-41-80, либо по электронной почте: sales@pbprog.ru.


Ќова€ верси€ ѕолигон: ћежевой план от 07.08.2020

07.08.2020

»тоги вебинара Ђѕодготовка технического плана на объект »∆—ї

07.08.2020

ќт стажЄра до землеустроительного эксперта в јкадемии ѕолигон

06.08.2020

 арачаево-„еркеси€ и ¬ологодска€ область перешли на ‘√»— ≈√–Ќ

06.08.2020

Ќова€ верси€ ѕолигон: ћежевой план от 05.08.2020

05.08.2020

 алендарь старта курсов дл€  » в августе

04.08.2020